МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА д.Иргизла

Д.Иргизла, ул.Заповедная, 6 А, 453585, тел.: (34755) 3-37-38,e-mail: irgizla27@rambler/ru

 

 

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МОБУ СОШ д.Иргизла_______________________/И.С.Нуруткулов

 

Приказ №_______ от _________________

 
      

 

 

Организация

инклюзивного образования

в образовательном учреждении

(проект  Программы, сроки реализации 2013-2017гг.)

 

 

Руководители Программы:

И.С.Нуруткулов., директор школы

Самохина Д.Г. заместитель директора по УВР

 

 

 

 

Иргизла,2013

 

СОДЕРЖАНИЕ

1. Паспорт программы

с.3

 

2. Пояснительная записка

с.4

 

 

3. Цели и задачи Программы, показатели их достижения

с.5

4.  Механизмы реализации и управления Программой

с.7

5.  Контроль хода реализации Программы

с.9

6.   Возможные риски в ходе реализации Программы

с.9

7. Перечень мероприятий по реализации Программы «Организация инклюзивного образования в образовательном учреждении»

с.10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.      Паспорт Программы

 

  1.  

Наименование Программы

Организация инклюзивного образования в образовательном учреждении

2.   

Руководитель  Программы

Нуруткулов Ильяс Сатвалович,  директор

Самохина Дильбар Гафуровна, заместитель директора по УВР

 

  1.  

Консультанты

 

  1.  

Ступень образования, на которой осуществляется эксперимент

I,II образовательная ступень

5.   

Количественный состав участников эксперимента

Дети- 110 чел.,

педагоги –  16 чел.,

другие участники -   педагог-психолог, медработник

 

  1.  

Сроки и этапы реализации Программы

Первый этап (1.01.2013-1.09.2013 учебный год) – подготовительный

Второй этап (1.09.2013-2014 учебные годы) – реализация Программы

Третий этап (2015-2017 учебный год) – подведение итогов, обобщение опыта

  1.  

Цель

 

Отработка модели инклюзивного образования, которая исключает любую дискриминацию детей, обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для КАЖДОГО ребенка, имеющего различные образовательные потребности.

  1.  

Материально-техническое обеспечение

Средств для создания доступной среды: пандусы, доступные туалеты, сенсорная комната, спорт инвентарь, интерактивная доска, и другое.

 

  1.  

Научно-методическое обеспечение

Сотрудничество с логопедами и психологами  дошкольного образования  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.      Пояснительная записка

 

Данная Программа определяет стратегию развития инклюзивного образования в МОБУ СОШд.Иргизла МР Бурзянский район РБ. Рассчитана программа на четыре года.  Актуальность Программы многократно подтверждена изменившимся социальным запросом на образование детей с ограниченными возможностями здоровья и Государственной политикой в области обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), а именно:

1. Демократические преобразования в нашем обществе, произошедшие в последние годы, диктуют необходимость создания модели образования, которая обеспечит возможность получения качественного образования всем детям. Такой моделью может стать модель инклюзивного образования.

2. Анализ того, что отвечает истинным интересам ребенка, определяет, что именно является для него благом. Факты говорят, что институционная (в специальных учреждениях)) опека далеко не всегда отвечает интересам опекаемых людей. Родители детей с особыми потребностями в развитии все чаще отказываются обучать своих детей в специальных учреждениях и стремятся воспитывать их в общеобразовательных учреждениях, обучать в среде сверстников, которая в дальнейшем даст возможность детям быстрее адаптироваться в окружающей среде и приносить пользу обществу.

3. Анализ образовательных технологий и программ говорит о том, что образовательные услуги улучшаются в результате того, что становятся более гибкими и адаптируемыми. Этого можно достигнуть путем внедрения методологии инклюзивного образования, в основе которой лежат следующие принципы:

  • Дети ходят в школу. Это важно для детей и родителей.
  • Методология предусматривает поддержку в обучении детей с различными способностями (таким образом, улучшается качество обучения не только детей с ограниченными возможностями здоровья, но и показатели всех детей).
  • Все дети участвуют во всех мероприятиях, где класс и детская среда (спортивные мероприятия, представления, конкурсы, экскурсии и т.д.) являются инклюзивными.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.      Цели и задачи Программы

 

Программа «Организация инклюзивного образования в образовательном учреждении» направлена на:

  • внедрение технологии инклюзивного образования в ОУ;
  • отработку принципов инклюзивного образования в отношении ко ВСЕМ детям (не только к детям с ограниченными возможностями здоровья).

Совместная реализация  общеобразовательной программы и методик, предусматривающих инклюзивное образование, позволит создать в школе образовательное пространство,  отвечающее принципам инклюзивного образования. 

Эффективным направлением решения задачи обеспечения доступа к получению качественного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном учреждении выступает реализация спроектированных моделей социальной и педагогической интеграции данной категории детей. Важнейшим условием эффективной интеграции является обоснование грамотной системы психолого-педагогического сопровождения, включающей, помимо систематического наблюдения, индивидуальных программ обучения и коррекции, такую важную составляющую, как работа со средой (социальным окружением), в которую интегрируется ребенок.

Таким образом, Программа «Организация инклюзивного образования в образовательном учреждении» направлена на достижение и решение нижеуказанных целей и задач.

Цель Программы: создание и отработка модели инклюзивного образования, которая исключает любую дискриминацию детей, обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для КАЖДОГО ребенка, имеющего различные образовательные потребности.

Задачи Программы:

1.      Определить содержание, структуру работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы.

2.      Разработать концепцию включения детей с ограниченными возможностями здоровья в школьное сообщество.

3.      Выявить педагогические условия социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательное пространство общеобразовательной школы.

4.      Разработать модель деятельности педагогического коллектива по психолого-педагогическому сопровождению ребенка в условиях общеобразовательной школы.

5.      Создать условия для психолого-педагогической среды, способствующей полноценному развитию различных сторон психологической жизни каждого ребенка (эмоциональной, волевой, мотивационно-личностной, интеллектуальной), навыков эффективного социального взаимодействия.

6.      Осуществить опытно-экспериментальную апробацию модели по обеспечению психолого-педагогической поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья.

Результатом реализации Программы можно считать выполнение ряда условий, а именно:

  • Создание нормативно-правового обеспечения данной Программы.
  • Создание механизма управления и контроля за организацией процессов внедрения инклюзивного образования в ОУ.
  • Проработка содержания и форм научно-методического, психолого-педагогического, организационно-педагогического сопровождения Программы.
  • Организация системы психолого-медико-педагогического сопровождения Программы.
  • Обеспечение специальных условий обучения (воспитания) детей с ОВЗ (материально-техническое оснащение).
  • Обеспечение Программы кадрами.
  • Совершенствование информационно-коммуникационного обеспечения.

 

Способы отслеживания результатов и предполагаемые формы их представления:

  • Анализ развития детей два раза в год.
  • Реализация мониторинга качества образования.
  • Создание личностно-ориентированной системы оценивания результатов развития ребенка.
  • Создание портфолио ребёнка и наполнение портфолио педагога материалами по данному направлению.
  • Проведение открытых семинаров с целью тиражирования опыта работы, выявления трудностей и путей их преодоления.
  • Подготовка статей и методических пособий из опыта работы.


4.      Механизмы реализации и управления Программой.

 

Комплекс мер, обеспечивающих решение проблемы.

Основополагающими принципами организации системы управления реализацией Программы являются:

  • обеспечение нормативного, методического и информационного единства Программы (система критериев для оценки и выбора современных форм  и методов работы с педагогами и обучающимися, процедуры мониторинга выполнения мероприятий Программы);
  • обеспечение участия в управлении реализацией Программой всех представителей образовательного процесса (обучающихся, родителей, педагогов).

Важнейшим элементом механизма реализации Программы является связь

  • планирования,
  • реализации,
  • мониторинга,
  • уточнения и корректировки целевых показателей, мероприятий Программы,
  • уточнения и корректировки ресурсов для их реализации.

Принятие управленческих решений в рамках Программы осуществляется с учетом информации, поступающей от руководителей структурных подразделений, потребностей педагогов в освоении новых технологий.

Неотъемлемой составляющей механизма реализации Программы является формирование и использование своевременной системы экспертизы на всех стадиях реализации Программы, позволяющей отбирать наиболее перспективные технологии для реализации Программы.

Оперативная информация о ходе реализации мероприятий Программы, о нормативных актах по управлению Программой и об условиях проведения мероприятий по её реализации размещается на официальном сайте ОУ в разделе «Развитие».

3.2. Организационно-функциональная структура управления реализации Программы.

С целью эффективного управления Программой разработана организационно-функциональная структура:

1.      Создана  временная творческая проблемная группа по организации и внедрению инклюзивного образования в ОУ.

2.      Спланирована  курсовая подготовка, переподготовка и повышение квалификации учителей.

3.      Организована работа по комплектованию экспериментальной группы.

4.      Запланировано приобретение новой методической и учебной литературы.

С целью обеспечения эффективной координации действий всех сторон, участвующих в реализации Программы, сформирован научно-методический совет, в состав которого входят: директор школы, заместители директора, педагог-психолог.

Организационное и аналитическое обеспечение работы совета осуществляет заместитель директора по УВР. Состав совета утверждает директор школы.

Школьный научно-методический совет

1. Разрабатывает и согласует основные приоритеты  экспериментальной деятельности в школе, тематику образовательного заказа школе.

2. Определяет  стратегические направления деятельности предметных методических объединений, координирует их работу.

3. Проводит внутреннюю экспертизу, рецензирование и согласование факультативных и специальных курсов в рамках регионального и школьного компонентов Базисного Учебного Плана, материалов по инновационной и экспериментальной деятельности.

4. Согласует календарное планирование деятельности предметных методических объединений и кафедр, системы мероприятий научно-методического характера, тематику педагогических советов на текущий учебный год, экзаменационные материалы, тематику инновационной и экспериментальной деятельности в школе, показатели, критерии экспертизы материалов по инновационной и экспериментальной деятельности.

5. Выносит на обсуждение Совета школы инициативы, связанные с  вопросами изменения организационной структуры и режима функционирования учреждения при организации экспериментальной работы, вопросы, связанные с распространением передового педагогического опыта, поощрением и стимулированием педагогов и педагогических объединений, активно участвующих в научно-педагогическом поиске.

6. Организует повышение квалификации педагогических кадров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.   Контроль хода реализации Программы.

 

Контроль за ходом реализации Программы осуществляет научно-методический совет (НМС), который выполняет следующие функции:

·         даёт оценку промежуточных результатов и хода её реализации в целом;

·         готовит предложения о порядке выполнения Программы, включении, исключении и уточнении отдельных программ и проектов, уточняет целевые показатели;

·         осуществляет общее руководство и контроль за ходом реализации Программы;

·         а так же осуществляет финансовое обеспечение Программы и стимулирование всех её участников (рекомендательно).

 

6  Возможные риски в ходе реализации Программы.

 

Разрабатывая Программу, необходимо было учесть все факторы риска и, поставив задачи по их преодолению, выбрать адекватные задачам методы и приёмы.

 

1 фактор риска. Неверная тактика педагогических воздействий при возникновении трудности восприятия другими детьми и их родителями ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

 

2 фактор риска. Нерациональная организация УД (перегрузка участников образовательного процесса на первых этапах эксперимента).

Преодолевая трудности, связанные с необходимостью изменять учебный режим школы, были поставлены следующие задачи:

  • организация дополнительного обучения;
  • расширение методической и материально-технической базы, позволяющей педагогам самостоятельно подбирать эффективные методы и приемы работы, создавать качественно новые средства обучения для разных категорий воспитанников.

3 фактор риска. Низкая грамотность педагогов и родителей в вопросах  ИО.

Для решения данной проблемы были поставлены задачи:

  • Внедрить в практику программы «Обучение взрослых» для педагогов.
  • Внедрить в практику тематические родительские собрания в рамках ИО.
  • Информировать всех участников реализации Программы о процессах модернизации образования и происходящих изменениях в ОУ  через официальный сайт ОУ.

 

    


7. Перечень мероприятий по реализации Программы «Организация инклюзивного образования в образовательном учреждении»

Первый этап (с 1.01.13-1.09.13 г) – планирование проекта

Задачи

Мероприятия

Сроки

Ожидаемый результат

Ответственный (ФИО, должность)

1.Определить содержание, структуру работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы.
2.Разработать концепцию включения детей с ограниченными возможностями здоровья в школьное сообщество.
3.Выявить педагогические условия социальной адаптации детей с  ограниченными возможностями здоровья в образовательное пространство общеобразовательной школы.
4. Разработать модель деятельности педагогического коллектива по психолого-педагогическому сопровождению ребенка в условиях общеобразовательной школы.
5. Создание психолого-педагогической среды, способствующей полноценному развитию различных сторон психологической жизни каждого ребенка (эмоциональной, волевой, мотивационно-личностной, интеллектуальной), навыков эффективного социального взаимодействия.

Обучение педагогических коллективов. Курсы повышения квалификации (72 ч.)

В течение 2-13-2014 у.г.

Сформированность понятийного аппарата  у педагогического коллектива в области инклюзивного образования

Самохина Д.Г.-ЗДПУВР

Введение в штатное расписание дополнительных ставок- логопед, дефектолог

Тарификация

 

Нуруткулов И.С.- директор

Проведение педагогических советов, семинаров, круглых столов с целью детального изучения методик личностно-ориентированного и дифференцированного обучения.

По плану методической работы на учебный год

Педагоги, владеющие методиками специальной коррекционной педагогики

Самохина Д.Г.-ЗДПУВР

Создание ресурсной комнаты, подготовка кабинетов.

 

Май-декабрь2014-2015у.г.

Обеспечение специальных условий обучения (воспитания) детей с ОВЗ (материально-техническое оснащение)

Нуруткулов И.С.- директор

Проведение углубленного психолого-медико-педагогического изучения детей экспериментальной группы (список детей с диагнозом)

Август 2014г.

Комплектование экспериментальной группы детей.

Правильно выбранные направления работы с детьми с ОВЗ, имеющими разные диагнозы.

Нуруткулов И.С.- директор

Классные руководители

Педиатры ЦРБ с.Старо-Субхангулово

Составление протоколов психолого-медико-педагогического обследования.

Август 2014г.

Классные руководители ,родители

Педиатры ЦРБ с.Старо-Субхангулово

Определение характера, продолжительности и эффективности специальной (коррекционной) помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.

Август 2014г.

Эффективная образовательная модель.

Самохина Д.Г.-ЗДПУВР

Перспективное планирование коррекционно-развивающей работы, оценка её эффективности: составление индивидуальной программы обучения каждым специалистом, динамическое отслеживание результатов обучения.

Август 2014г.

Разработанные рабочие программы специалистов, мониторинг.

Самохина Д.Г.-ЗДПУВР

Кульдавлетова Е.Н.-ЗДПВР

Подготовка и ведение документации, отражающей уровень интеллектуального развития ребенка, динамику его состояния здоровья, уровня развития познавательной, личностной сферы, уровня адаптации и социализации.

2 раза в год

 Мониторинг (рост развития ребенка, положительная динамика)

Педиатры ЦРБ с.Старо-Субхангулово

Постепенное вовлечение в учебно-воспитательный процесс всех обучающихся школы.

 

В процессе реализации Программы

Подготовленный ученический коллектив, который сможет  без проблем принять детей с нарушениями здоровья, а так же подготовленные ученики с ОВЗ, в силу собственной психологической неготовности после длительной изоляции в домашних условиях к обучению в среде здоровых сверстников.

Самохина Д.Г.-ЗДПУВР

Кульдавлетова Е.Н.-ЗДПВР

Изучение общественного мнения.

Август 2014г.

Восстребованность данного направления.

Степень удовлетворенностью деятельностью ОУ в данном направлении.

 

Создание воспитательной среды, основанной на развитии у детей общечеловеческих ценностей, как условия эффективности инклюзивного образования.

Август 2014г.

Скорректированная воспитательная система школы с учётом включения в ОУ детей с ОВЗ

 Самохина Д.Г.-ЗДПУВР

Кульдавлетова Е.Н.-ЗДПВР

Привлечение всех нуждающихся детей микрорайона к учебно-воспитательному процессу в школе.

Август 2014г.

Социализация детей с ОВЗ

Педиатры ЦРБ с.Старо-Субхангулово

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Второй этап (с 1.09.2014-2015 учебные годы) – реализация проекта

6.Осуществить опытно-экспериментальную апробацию модели по обеспечению психолого-педагогической поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья.

 

Разработка методических рекомендаций по организации образовательной деятельности в условиях инклюзивного образования.

В процессе реализации Программы

Анализ методических особенностей работы в рамках инклюзивного обучения

Самохина Д.Г.-ЗДПУВР

Кульдавлетова Е.Н.-ЗДПВР

Анализ развития детей в условиях инклюзивного образования. Выявление недостатков и трудностей и путей их преодоления.

2 раза в год

Анализ результатов мониторинга

 педагоги-психологи

 

Работа по популяризации идеи инклюзивного образования среди школ города.

В процессе реализации Программы

Участие в мероприятиях по обмену опытом.

Самохина Д.Г.-ЗДПУВР

Кульдавлетова Е.Н.-ЗДПВР

 

Третий этап (2015-2017 учебный год) – подведение итогов, обобщение опыта

7. Провести анализ результативности проекта, обобщить опыт

Анализ итогов эксперимента.

 

Май 2016г.

Повышение качества образования и результатов обучения всех детей общеобразовательной школы.

Самохина Д.Г. ЗДПУВР

Создание сборника статей «Опыт работы инклюзивной школы».

По итогам реализации Программы

Публикация опыта ОУ.

Самохина Д.Г. ЗДПУВР

Создание методических рекомендаций по организации работы с детьми в условиях инклюзивного образования.

 

В процессе реализации Программы

Банк методических рекомендаций для учителей-логопедов, педагогов-психологов, воспитателей, педагогов дополнительного образования по организации эффективной работы в разноуровневых группах.

Самохина Д.Г. ЗДПУВР

Тиражирование опыта инклюзивного образования через систему семинаров, круглых столов, публикаций.

 

По итогам реализации Программы

Организация и проведение мероприятий по обмену опытом ОУ, с целью развития данного направления.