УТВЕРЖДЕНО

Директор МОБУ СОШ

д.Иргизла

______И.С.Нуруткулов

___________________

 

 

 

 

 

 

Положение

об инклюзивном (интегрированном) обучении детей с ограниченными возможностями здоровья

 

1.  Общие положения

1.1.         Настоящее Положение определяет порядок реализации образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья.

1.2.          Инклюзивное (интегрированное) обучение – форма организации образовательного процесса, при которой обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в учреждениях, осуществляющих реализацию общеобразовательных программ, в едином потоке с нормально развивающимися сверстниками.

1.3.         Цель инклюзивного (интегрированного) образования – обеспечение доступа к качественному образованию детей с ограниченными возможностями здоровья, необходимого для их максимальной адаптации и полноценной интеграции в общество.

1.4.           Задачи инклюзивного (интегрированного) образования:

- создание эффективной системы психолого-­педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся, воспитанников в общеобразовательном учреждении с целью максимальной коррекции недостатков их психофизического развития;

-   освоение обучающимися, воспитанниками общеобразовательных программ в соответствии с государственным образовательным стандартом;

-  формирование у всех участников образовательного процесса толерантного отношения к проблемам детей с ограниченными возможностями здоровья.

1.5.         Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном учреждении может быть организовано в форме интегрированного обучения независимо от вида ограничений здоровья.

1.6.         Интегрированное обучение организуется:

посредством совместного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, не имеющих таких ограничений, в одном классе общеобразовательной организации (инклюзивное обучение);

1.7.         Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной организации является приоритетной формой организации образовательного процесса (по сравнению с обучением в специальном (коррекционном) образовательной организацией).

1.8.         Допускается сочетание интегрированной формы организации образовательного процесса с другими формами, при наличии указания на это в заключение  ПМПК.

2. Организация интегрированного обучения

2.1. При организации совместного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, которым рекомендованы специальные (коррекционные) программы обучения  и детей, не имеющих таких ограничений, могут создаваться классы интегрированного обучения. 

2.2. Специальная помощь обучающимся, поступившим на интегрированное обучение, может оказываться как по договорам с  ПМПК или другими образовательными учреждениями, либо путем создания службы специальной помощи на базе самой школы. 

2.3.  Прием обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательное учреждение на интегрированную форму обучения (специальные классы или совместное обучение с нормально развивающимися сверстниками) осуществляется на основании рекомендаций  ПМПК по выбору образовательной программы и формы обучения, а также заявления родителей (законных представителей) и оформляется приказом руководителя общеобразовательного учреждения.

2.4.  Наполняемость класса интегрированного обучения составляет не более 25 человек, количество обучающихся с ограниченными возможностями здоровья не должно превышать 5 человек. 

2.5. Целесообразно включение  обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в работу группы продленного дня (по показаниям).

2.6.  При организации интегрированного обучения общеобразовательное учреждение обязано:

- разработать локальные акты учреждения, регламентирующие деятельность по организации интегрированного обучения по специальным (коррекционным) программам;

- обеспечить психолого-педагогическую поддержку обучающимся, включенным в интегрированное обучение; 

- осуществлять плановую подготовку (переподготовку) кадров для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья;

- следовать рекомендациям, содержащимся в заключение РПМПК, выполнять требования специальных (коррекционных) программ.

 

3.  Образовательный процесс и итоговая аттестация.

3.1. Образовательный  процесс  в  классах интегрированного обучения  осуществляется в соответствии с уровнями общеобразовательных программ  ступеней общего образования.

1 ступень – начальное общее образование - VII вид (нормативный срок освоения 4 лет);

1 ступень – начальное общее образование - VIII вид (нормативный срок освоения 4 лет);

 2 ступень – основное общее образование - VIII вид (нормативный срок освоения 5 года).

3.2. Для составления учебного плана на текущий учебный год для организации интегрированного обучения детей  с ограниченными возможностями здоровья используется базисный учебный план специальных (коррекционных) образовательных.  

3.3.  Специфика образовательного процесса в классах интегрированного обучения  состоит в организации индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Расписание занятий в интегрированных классах составляется с учетом необходимости проведения дополнительных коррекционно­-развивающих и предметных занятий, предусмотренных учебными планами, а также повышенной утомляемости обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

3.4. Обучение организуется по учебникам, соответствующим программе обучения. 

3.5. Оценка знаний учащихся с ограниченными возможностями здоровья в классах интегрированного обучения осуществляется в соответствии с программой обучения VII или VIII вида с учетом особенностей развития ребенка.

3.6. Решение о промежуточной аттестации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья принимает педагогический совет общеобразовательного учреждения.

3.7. Государственная итоговая аттестация выпускников, обучавшихся интегрировано  по  специальным (коррекционным) программам VII или VIII вида за курс основной школы проводится согласно положению об итоговой аттестации.

3.8. Экзамены для учащихся с ограниченными возможностями здоровья проводятся в общей аудитории со всеми выпускниками по отдельному варианту, либо в отдельной аудитории со специально организованной экзаменационной комиссией.

 3.9. Выпускники 9,11 класса, обучавшиеся по специальным (коррекционным) программам  VIII вида успешно освоившие курс основной школы, получают документ государственного образца.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 4. Кадровое обеспечение образовательного процесса

4.1. Для работы в системе инклюзивного образования отбираются педагоги, имеющие профессиональную квалификацию, соответствующую требованиям квалификационной характеристики по должности и полученной специальности и подтвержденную документами об образовании. Специалисты должны знать основы специальной психологии и коррекционной педагогики, приемы коррекционной учебно-воспитательной работы, требующей в обязательном порядке реализации дидактических принципов индивидуального и дифференцированного подходов, развивающего, наглядного и практического характера обучения.

 

5. Ведение документации

5.1. Учебный план класса интегрированного бучения, утвержденный руководителем организации;

5.2. Журнал учёта проведённых с детьми уроков (занятий) федерального и коррекционного компонентов специального учебного плана и посещения их детьми (заполняется учителем-логопедом аналогично страницам классного журнала). Записи в классном журнале делают в двух вариантах: если тема урока для детей с ограниченными возможностями здоровья совпадает с темой урока здоровых детей, то делается одна запись, если темы не совпадают, то название темы для детей  с ограниченными возможностями здоровья выносятся на дополнительную страницу классного журнала;

5.3. Программы по учебным предметам (курсам) федерального компонента учебного плана, которые в соответствии с приказом руководителя организации проводит учитель класса (группы) интегрированного обучения;

5.4. Рабочие программы коррекционного компонента учителя – логопеда, педагога-психолога;

5.5.  Расписание уроков (занятий), утвержденное руководителем организации;

5.6. Расписание коррекционных занятий, утвержденное руководителем организации;

5.7. Индивидуальный дневник развития детей с ограниченными возможностями здоровья.